05 октября 2020

Физические качества человека: быстрота, ловкость, сила, гибкость и выносливость.

Физическое качество - это совокупность биологических и психических свойств личности человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активные двигательные действия.

Физические способности - это задатки человека. Они заложены природой в каждом, но проявляются в конкретном двигательном действии, у каждого человека по-разному.

Одна физическая способность может выражаться в разных физических качествах. И наоборот, одно физическое качество может выражаться в разных физических способностях.

Все знают, что организм человека развивается неравномерно (гетерохромно).

У ребенка есть периоды, в которых отдельные физические качества развиваются лучше, чем в другие. Их называют сенситивными.

Сенситивный период - это чувствительный период развития организма ребенка.

Если в эти периоды оказать опережающее педагогическое воздействие, то эффект будет значительно выше, чем в другие.

И так, приступим к пяти физическим качествам:

Быстрота -  это способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для данных условий время, без снижения эффективности техники, выполняемого двигательного действия.

делиться на 2 группы:

a) быстрота одиночного движения (например бег)

b) быстрота двигательных реакций - это процесс, который начинается с восприятия информации побуждающих действия и заканчивается с началом ответных реакций.

У каждого человека существует такое явление, когда он не может "побить" свой результат.

Скоростной барьер -  это привычка преодолевать расстояния с определенной скоростью.

Сенситивные периоды развития быстроты: 10 - 11 лет и 14 - 15

 Ловкость- это способность человека  решать двигательную задачу за  короткий период обучения, а также перестраивать свои двигательные действия, в изменяющихся внешних условиях.

  делиться на две группы:

  a) статическое равновесие (без перемещения)

  b) динамическое равновесие (с перемещением)



Ловкость развивается в необычных положениях, которые выполняются при изменении внешних условий выполнения упражнения.

Очень хорошо развивают ловкость подвижные и спортивные игры.

Сенситивные периоды развития ловкости: 8  и 14 лет.

А сложная координация: 9 - 10 и 12 - 13 лет.

Сила - это способность человека преодолевать внешние и внутренние сопротивления, по средству мышечных напряжений.

   различают:

a) абсолютная сила - это величина максимальных усилий

b) относительная сила - это величина  абсолютной силы отнесенная на килограмм массы тела

Градиент силы - это способность человека приращивать усилия в единицу времени (например подтягивание на время)

Средства развития силы

  1. упражнения с внешним отягощением (штанги, гири)
  2. упражнения отягощенные  весом собственного тела
  3. упражнения на тренажерах (механотерапия)
  4. статические упражнения в изометрическом режиме
  5. силовые упражнения в усложненных условиях (бег по рыхлому снегу)

Методы развития силы

  1. метод максимальных усилий (1 -2 повторений с максимальным весом)
  2. флэшинг: суть его заключаться в том, что на конкретную группу мышц делается не одно упражнение, а несколько последовательно идущих (например жмем штангу, потом выполняем разводку)
  3. метод малых усилий (большое количество подходов с малым весом)
  4. читинг.
    Сенситивные периоды развития силы: у юношей (13 -14 лет и 17 -18), у девушек (11 - 12 и 15 - 16).

Естественным путем развивается до 25 лет.

 Гибкость - это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой.

  зависит от:

  1.         эластичности и податливости мышц связок
  2.         от температуры внешней среды
  3.         от суточной периодики (утром, вечером)
  4.         от строения суставов
  5.        от общего состояния организма

различают:

a) активная гибкость - увеличение амплитуды за счет напряжения мышц.

b) пассивная гибкость - амплитуда достигается  за счет внешних растягивающих сил.

разница между активной и пассивной гибкостью называется "запас гибкости"

Средства развития гибкости

  1.  упражнения на растягивания с постепенным увеличением амплитуды
  2. маховые упражнения в медленном темпе (не должно быть болевых ощущений)

Не забывайте! Прежде чем приступить к выполнению упражнения на развитие гибкости обязательно нужно провести разминку. В связи с этим, упражнения на растяжку обычно выполняются в заключительной части.

Сенситивные периоды развития гибкости: 5 - 6 и 9 - 14 лет

активная гибкость развивается: 10 - 14 лет

пассивная гибкость: 9 - 11 лет

Выносливость - это способность человека противостоять утомлению, выполнять работу без ее эффективности.

Утомление - это временное снижение работоспособности, вызванное умственной или физической нагрузкой.

Фазы утомления

a) усталость: это субъективное ощущение утомления.Эта фаза защищает организм от утомления.

b) компенсированное утомление: при этой фазе возможно поддержание мощности работы за счет дополнительных волевых усилий.Но при этом наблюдаются некоторые изменения в биохимической структуре движения.

c) некомпенсированное утомление: это снижение общей мощности  работы, вплоть до ее прекращения.

Основным средством развития выносливости является упражнения, достаточно длительной нагрузки.

Методы развития выносливости

  1. метод круговой тренировки
  2. повторно-интервальный
  3. игровой

Сенситивные периоды развития выносливости: аэробная выносливость (14 - 16 лет), у женского пола в (12 - 13 лет).

Ответьте на вопросы в тетради:

1. Напишите, что такое выносливость ?

2. Напишите, что такое сила?

3. Напишите, что такое ловкость ?

4. Напишите, что такое быстрота ?

5. Напишите, что такое гибкость ?

Комментариев нет:

Отправить комментарий