10 октября 2022

Эссе «Я – учитель»

 

Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путем он сможет принести наибольшую пользу обществу.

Ш.А. Амонашвили

Каждый человек должен оставить о себе память. Современный мир меняется очень быстро, одни государства перестают существовать, образуются другие. Так и с профессиями. Одни исчезают, появляются новые, становясь привычными. Но есть профессии вечные, неподвластные времени. Одной из них является профессия - Учитель. Философ Игорь Ильин отмечал: «Учитель в тебе, во мне, в нас». И, наверное, нет более точного определения профессии учитель! Ведь у каждого человека в любой профессии обязательно был учитель. С помощью своих учителей он становился тем, кто есть сегодня.

Школа – это храм знаний, а знания детям передает учитель.  В школе бывают радости и горечи, взлёты и падения, бессонные ночи и детские открытия. Тому, кто не постиг тайны нашей профессии, она кажется рутинной: дневники, тетради, журналы, уроки. А, по сути, она трудная, но радостная, так как с нами рядом самые искренние люди - наши дети.

Учитель – духовный наставник. Ведь он тесно соприкасается с ребенком, который в детстве особенно хрупок и раним. Каждый день, заходя в класс, учитель должен забыть обо всём и вести урок с улыбкой на лице. И где же искать вдохновение?  В глазах детей, смотрящих на тебя и доверяющих каждому твоему слову.

По разной причине приходят работать учителя в школу. У каждого учителя свой путь: кто-то осуществляет детскую мечту, кто-то продолжает семейную династию, а кому-то хочется быть похожим на своего первого учителя. И счастлив тот, кто способен найти путь и не пожалеть о своем выборе.

Я только сейчас понимаю, что выбор в пользу профессии учителя сделан еще в раннем детстве. И это не престиж профессии или некое призвание со стороны других людей, а выбор по зову сердца.

Мне повезло родиться в семье учителя физической культуры. Мои детские воспоминания связаны с походами, песнями у костра, веселыми стартами, соревнованиями по волейболу, футболу и баскетболу. С трех лет я по субботам приходила на уроки к отцу и мне доверяли построить класс. «Равняйсь! Смирно!» - это одни из первых слов, которые я отчетливо произносила. Мой отец стал для меня примером для подражания, был моим первым учителем и впоследствии оказался лучшим наставником. Именно он помог понять мои способности и интересы. Мне нравилось ходить к нему на уроки и наблюдать за его работой. Меня удивляло, что он мог быть одновременно строгим и открытым для общения. Как легко он находил подход к каждому ребенку. Оглядываясь назад, я понимаю, что это было очень тяжело, но у него это получалось как-то по-особенному. Вот это и есть мастерство! Я всегда стараюсь быть похожей на него! Когда я училась в школе, мне нравилось все. Каждый урок физкультуры был для меня праздником. Я посещала спортивную секцию по баскетболу, принимала участие в школьных и областных соревнованиях. Мне повезло: в нашей школе работали учителя, преданные своей профессии, обладающие высокими знаниями и старающиеся передать эти знания нам, своим ученикам. Благодаря таким примерам, я мечтала быть учителем.

Но не сразу после окончания школы моя детская мечта осуществилась. Сначала я закончила Уральский Колледж Метрологии и Качества, успела поработать в магазине, на молочном заводе. В 2009 году, через 10 лет после окончания школы, я поступила в Уральский государственный педагогический университет и в 2010 году пришла работать в школу. Двенадцатый год мой школьный день начинается с уроков и заканчивается уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но этот круг наполнен разными событиями – приятными и не очень, встречами – интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, нотациями, без этого не обойтись, разговорами, смехом, удивлением, мимолетными переменами, долгими совещаниями, родительскими собраниями, заседаниями… Благодаря выбранной профессии, мне скучать некогда.

Профессию учителя можно сравнить с тончайшей работой скальпеля нейрохирурга: небольшая неточность и исправить положение уже невозможно. Но у хирурга есть возможность сотни раз промоделировать ситуацию, до мельчайших подробностей проработать ее, а душу ребенка никакому моделированию подвергнуть нельзя. Учителю тысячи раз приходится искать все новые и новые подходы, молниеносно принимать стратегические и тактические решения, тонко подбирать ключики к умам и сердцам учеников. И результат будет виден не сразу: не через час, не через два и даже не через месяц, а только через несколько лет. Причём его уже нельзя будет исправить. Наши ошибки самые серьёзные, так как они ранят душу ребёнка.

Но, в большей степени, ребенок страдает от равнодушия учителя, от несправедливого высказывания в свой адрес. Неслучайно справедливость дети ставят выше доброты. Мне кажется, что несправедливый, злой и равнодушный человек не сможет работать учителем. Ведь каждый учитель должен быть честным, порядочным и неравнодушным к своим ученикам.

  Найти общий язык с каждым учеником и не убить в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь полного взаимопонимания, чтобы дети видели во мне не только наставника, но и друга, при этом не теряли уважения как к учителю.

В свое время русский историк Василий Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь». Эти слова являются девизом в моей работе, поэтому на своих уроках я улыбаюсь и бываю требовательной и строгой, заставляя задуматься каждого ученика, что здоровье – это главная ценность жизни. И своим примером стараюсь это доказать.

 Размышляя обо всём этом, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, увлекательная профессия. Действительно, работать учителем может не каждый. Учитель - это дар свыше. Кроме знаний, полученных в стенах педагогических ВУЗов, нужно еще стремление любить детей и быть любимыми. Учителя должны быть примером для подражания.  В жизни всех великих людей присутствовал образ учителя, именно от него тянется нить в прошлое. Но учитель не только учит детей, но и учится у своих учеников. «Учитель рождается в своем ученике...» - слова известной современной песни.

 Я понимаю, что профессия учителя – это труд человека, прежде всего над самим собой: своим сознанием, своей волей, своими мыслями. И только научившись работать над собой, можно учить других, осознавая, что делаешь великое дело во имя будущего, ведь будущее – это дети. Чем больше я работаю, тем чаще приходит осознание того, что моя профессия – лучшая в мире!

P.S. Моя младшая дочь с двух лет приходит ко мне на уроки, а с трехлетнего возраста говорит всем: «Я буду работать учителем, буду учить детей и буду похожа на маму».

Комментариев нет:

Отправить комментарий